Русская версияEnglish version

Вниманию ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА!!! До 01.01.2025 г. ЛБГ должны урегулировать свой правовой статус в РФ. Иначе они обязаны покинуть РФ не позднее 31.03.2025 г. или будут депортированы!

Наши координаты:

г. Пятигорск, пр. Кирова, 27А
Т./ф.: (8793) 97-43-24, 39-38-08
e-mail: vnl@kmv.ru, idp@kmv.ru

Календарь событий

2022
Июн
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   


Яндекс цитирования

Страховой стаж

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. По сути понятие и сущность страхового стажа остались неизменными. Так, для назначения страховых пенсий, как и ранее, для назначения трудовых пенсий, в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за указанные периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Напомним, что в системе обязательного пенсионного страхования застрахованными лицами в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются:

лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);

лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

лица, являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

священнослужители;

иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме вышеперечисленных периодов, в течение которых за застрахованное лицо уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, в страховой стаж засчитываются и иные периоды, в течение которых страховые взносы не уплачиваются.

Условиями включения в страховой стаж определенных периодов или определенного периода являются выполнение работы по трудовому договору либо осуществление какой-либо деятельности, уплата в указанный период страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, а также выполнение работы или другой деятельности на территории РФ. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных условий является основанием для исключения определенного периода из страхового стажа.

Следует обратить внимание на то, что под уплатой страховых взносов относительно нормы включения периодов трудовой или иной деятельности в страховой стаж понимается как непосредственно уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, так и уплата взносов на государственное социальное страхование, осуществлявшаяся до 1 января 1991 г., а также уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществлявшаяся в период до 1 января 2002 г. Так, за гражданина, который, к примеру с 1985 по 2005 год работал в какой-либо организации, до 31 декабря 1990 г. включительно производилась уплата страховых взносов на государственное социальное страхование, а с 1 января 1991 г. - уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Период с 1985 по 2005 год будет включен в страховой стаж данного гражданина.

Для включения в страховой стаж определенного периода необходимо, чтобы были выполнены все установленные законом требования. Во-первых, в течение данного периода гражданин должен выполнять трудовую функцию или осуществлять иную деятельность, во-вторых, трудовая или иная деятельность должна осуществляться на территории РФ, в-третьих, она должна осуществляться лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, и, в-четвертых, за указанный период должны быть уплачены страховые взносы. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных условий является основанием для его исключения из страхового стажа.

Также следует особо оговорить порядок включения в страховой стаж периодов трудовой или иной деятельности, которая осуществлялась гражданами, проживающими на территории Союзных республик, входящих в Союз Советских Социалистических Республик до его распада. Указанный порядок установлен Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанном в Москве 13 марта 1992 г., где в статье 1 указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Для граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами, однако им учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Если периоды трудовой и иной деятельности включаются в страховой стаж и одним из условий их включения является уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, то так называемые "нестраховые" периоды несут социальную нагрузку и предполагают включение в страховой стаж периодов, в течение которых уплата страховых взносов не производилась. Законом предусмотрено восемь периодов, которые засчитываются в страховой стаж, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Рассмотрим более подробно каждый из периодов и условия его включения в страховой стаж.

1. Так, в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Под военной и приравненной к ней службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами Российской Федерации в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (с 1 января 2017 г. - в органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации) и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. Под военной службой, осуществляемой гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Правовое регулирование в области военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, распространяются:

на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки (с 1 января 2017 г. - органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации), других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц;

на лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и их семей - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Также в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, осуществляется пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей, следовательно, период службы в таможенных органах также засчитывается в страховой стаж.

Кроме того, в период существования налоговой полиции, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществлялось по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, следовательно, период службы в налоговой полиции также засчитывается в страховой стаж.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, то есть служба в органах прокуратуры является "нестраховым" периодом и засчитывается в страховой стаж.

2. Следующим периодом, который засчитывается в страховой стаж, является период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Кроме того, указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, устанавливает виды предоставляемого обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения; необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории РФ, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности регламентированы статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности также засчитывается в страховой стаж.

Необходимо обратить внимание, что ранее, при назначении трудовых пенсий в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж засчитывался период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности (до 1 января 2014 г. указанный период составлял не более 3 лет в общей сложности). Также следует отметить, что, несмотря на то, что отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен бабушке, дедушке, другим родственникам или опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, указанный период засчитывается в страховой стаж только одному из родителей ребенка - матери или отцу. В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается пособие, однако страховыми взносами в системе обязательного пенсионного страхования данное пособие, как государственное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством РФ, не облагается. Данная норма регламентирована пунктом 1 части первой статьи 9 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.

4. Периодами, засчитываемыми в страховой стаж, являются период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данным законом установлено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Пособие по безработице является государственной социальной гарантией гражданам, зарегистрированным в качестве безработных. В соответствии со статьей 9 ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, не подлежат обложению страховыми взносами.

В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Период участия в общественных работах включается в страховой стаж, независимо от их продолжительности и размера оплаты труда. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице

Также органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства включается в страховой стаж.

5. Еще одним "нестраховым" периодом, засчитываемым в страховой стаж, является период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В связи с этим задачей правоохранительных органов и суда является не только установление истины в процессе уголовного судопроизводства, но и защита прав человека от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, обвинения и осуждения. Статья 6 УПК РФ гласит, что назначением уголовного судопроизводства является, в том числе, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Также статья 53 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Таким образом, государство берет на себя ответственность за вред, причиненный гражданину неправильными действиями (или бездействием), в том числе органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Данная норма конкретизирована в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, часть 4 статьи 11 УПК РФ устанавливает, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ. Кроме того, глава 18 УПК РФ "Реабилитация" содержит 7 статей, регламентирующих основания возникновения права на реабилитацию, порядок осуществления компенсационно-восстановительных мер в отношении реабилитируемого и комплекс гарантий его прав.

6. В страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. В данном случае условиями того, что указанный период будет засчитываться в страховой стаж, являются, во-первых, трудоспособность ухаживающего лица и отнесение лица, за которым осуществляется уход к определенной категории - инвалид I группы, ребенок-инвалид, лицо, достигшие восьмидесяти летнего возраста. В общем смысле под трудоспособностью понимается возможность человека трудиться, осуществлять профессиональную деятельность. Здесь под трудоспособностью следует понимать отсутствие инвалидности и недостижение установленного законодательством пенсионного возраста, то есть, верхней границы трудоспособности. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Остается открытым вопрос о нижней границе трудоспособности, который следует решать в соответствии с нормами трудового права, регламентирующими возраст, с которого возможно заключение трудового договора. В соответствии со статьей 63 ТК РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ. Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

Во-вторых, условием включения периода в страховой стаж является отнесение лица, за которым осуществляется уход, к определенной категории - инвалид I группы, ребенок-инвалид, лицо, достигшие восьмидесяти летнего возраста. Данный факт должен быть подтвержден справкой об инвалидности, документами, подтверждающими возраст лица (в случае ухода за лицом, достигшим 80-ти лет), а также заключением о необходимости осуществления ухода.

Следует обратить внимание, что период ухода засчитывается в страховой стаж ухаживающего лица независимо от наличия родственных отношений и совместного проживания с лицом, за которым осуществляется уход.

7. Также в страховой стаж засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. Данная норма основывается на положениях, установленных в части 4 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которой, в частности, установлено, что супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе.

8. В страховой стаж засчитывается период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 "Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей", но не более пяти лет в общей сложности.

Следует отметить, что для включения в страховой стаж периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства и периода проживания за границей супругов работников, установлено условие, в соответствии с которым указанные периоды засчитываются в страховой стаж продолжительностью не более пяти лет в общей сложности. И если ранее, при назначении трудовых пенсий в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указанной продолжительности страхового стажа было достаточно для назначения трудовой пенсии по старости, то в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при указанной продолжительности страхового стажа страховая пенсия по старости назначена быть не может.

Установлено обязательное условие, в соответствии с которым все вышеперечисленные периоды могут засчитываться в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, независимо от их продолжительности, указанные в статье 11 ФЗ «О страховых пенсиях».

Следует обратить внимание на отсутствие требования закона о том, чтобы "нестраховым" периодам, засчитываемым в страховой стаж, непосредственно предшествовали периоды работы или иной деятельности или данные периоды непосредственно, то есть беспрерывно следовали за "нестраховыми" периодами.

Пример. Женщина в период до 2000 г. осуществляла уход за ребенком в возрасте до полутора лет, затем с 2001 по 2005 г. осуществляла трудовую деятельность по трудовому договору, после чего с 2010 по 2012 г. осуществляла уход за матерью в возрасте свыше 80 лет. Несмотря на то, что между всеми указанными периодами имелись временные перерывы, они все будут соответственно засчитаны и включены в страховой стаж.

 

       





Трудоустройство ЛБГ

   
Главная страница Обратная связь Карта сайта